четверг, 13 апреля 2017 г.

Грузия. Дни с 4 по 8. Тушетия.

Последние километры асфальта заканчиваются почти сразу за селом Лечури. Ещё километров пять относительно ровной грунтовки и мы на затяжном подъёме горного серпантина Тушетской трассы.

Оглавление серии "Грузия":
- Часть 1. Тбилиси.
- Часть 2. Кахетия.
- Часть 3. Тушетия (Вы тут)
- Часть 4. Блошиный и Дезертирский рынки Тбилиси.

Постоянный подъём тянется примерно 30 километров до перевала Абано, а это 2926 метров над уровнем моря. Дорога извилистая и узкая, далеко не везде встречные машины могут разъехаться. Качество покрытия не позволяет разогнаться даже на относительно прямых участках. Вдоль трассы стоят бульдозеры для расчистки завалов после дождей. Там и тут встречаются памятные таблички с именами погибших. Романтика...

Что примечательно, памятные таблички встречаются примерно с той же частотой что у нас в районе Мёртвого моря. Хотя в Израиле дороги с хорошим покрытием, две полосы и не такой жуткий серпантин. Наверное у нас покрытие только усугубляет ситуацию позволяя водителям разгоняться там где этого делать не следует.

2. Остановились перекусить у одного из таких памятников. Тут стоит столик и всегда есть чача.

Видео. Огляделся с камерой недалеко от места где остановились перекусить:

Снег на перевале Абано лежит почти до середины лета. Так что, для проезда трассу открывают с первого июля буквально на три месяца. Первого октября трасса опять закрывается. После сильных дождей трасса так же закрывается для проверки и расчистки завалов.

3. Вы наверняка замечали что во главе любого стада баранов...

4. ...всегда идёт козёл. Собаки лишь следят за порядком

Название перевала Абано переводится как баня. Недалеко от него действительно есть горячие источники оборудованные в баню (Torghva Bath). Баня бесплатная, но следящий за порядком дедуля настойчиво вымогает деньги за посещение. Это называется: использование государственного имущества в личных целях. Сталина на него нет! ;)

От перевала ещё километров 30 до Верхнего Омало по такому же серпантину, но уже, более или менее, вниз. Сразу за перевалом Абано начинается Тушетский национальный парк.

Тушетский национальный парк - самый большой парк не только в Грузии, но, возможно, и во всей Европе. Создавался он для охраны местных горных козлов, а заодно под охрану попали и другие обитающие здесь виды животных и растений. А обитают тут не только козлы и косули, но и волки, и рыси.

Местные жители, в большинстве своём, ведут “перелётный” образ жизни. С открытием трассы они отгоняют овец пастись в горы, заготавливают сено, а к закрытию трассы возвращаются в долину Алазани. Правительство пытается поощрять людей оставаться в горных селениях на зиму посылая вертолёт с бесплатными продуктами раз в месяц. И некоторые таки остаются.

Местные - настоящие горцы! Это народы жившие в горах с давних времён подвергшиеся сильному влиянию Грузии. Хоть они и христиане, их религиозные постройки, те что не храмы, странным образом напоминают языческие жертвенники. Впрочем, по сей день местные режут барашков в праздники вблизи своих святых мест ;) Приближаться к святыням могут только мужчины и только пешком. Часть из них даже огорожены хлипенькими заборами и украшены запрещающими табличками.

Раньше, в советские времена, были регулярные вертолётные рейсы до Омало. Именно о пилоте такого рейсового вертолёта и рассказывает фильм Мимино. В наше время до Омало тоже можно долететь на вертолёте, но уже частным образом.

5. Водопад

7. За нами уже следят

8. Тут даже грузовики ездят

9. Там мы уже проехали

10. Дорога за перевалом

Омало, посёлок в котором у нас первая и последняя ночи, самый большой в Тушетии. Можно сказать: столица. В советские времена тут были телеграф, аэродром, школа и больница. Сейчас тут гестхаузы, кафешки и самое большое число зимующих жителей на всю Тушетию.

Омало делится на Верхний Омало и Нижний Омало (или просто Омало). Знаменитые башни и гестхауз Саргири, в котором мы проведём первую и последнюю ночи, находятся в Верхнем Омало.

Мобильная связь ловит, но отправить картинку просто не реально, только текст.

Электричество только после того как солнце хорошенько взойдёт и заработают солнечные батареи или вечером, когда включают генератор. Ночью электричество идёт только на освещение. Соответственно, холодильников нет. Лампочки везде экономичные и очень тусклые.

11. Общий зал

12. Хорошо что всегда беру с собой разветвитель на 6 розеток

Горячая вода только когда разводят огонь в бойлере. Душевых две: одна общая и одна в комнате для пары. Нам с женой, как единственной паре в группе досталась комната с душевой :)

13. Бойлер в общей душевой

14. Совмещённый санузел в нашей комнате

Еда простая, но вкусная. Разносолами не балуют, но за три дня не приелось, хотя меню на всех стоянках было практически одинаковым. Доставкой продуктов с “большой земли” жители занимаются сами. Например, яйца наша гид привезла с собой. Мясо, даже в местных едальнях бывает только в день доставки. Это при том что животноводство тут - основной вид деятельности. С выпивкой тоже не так всё радужно как может показаться читающему о Грузии. Хотя, грех жаловаться, - бухали мы утром, днём и вечером :)

15. Ужин. Начинаем с супчика. Дальше будет ещё несколько блюд

Поужинали, напились как обычно, поговорили. И тут Юля, наш гид, говорит: “Те кто вернётся сюда живым Когда, через три дня, мы вернёмся сюда, живые позавидуют мёртвым вы будете считать это место вершиной цивилизации!” Что вам сказать? Юля знает о чём говорит.

Пока остывает чай, пойдём любоваться звёздным небом...

16.

17.

18. Млечный путь тут виден невооружённым глазом

День пятый.

Утром, ещё до завтрака успели прогуляться к сторожевым башням. Благо, они находятся сразу за нашим гостевым домом. Башни эти не совсем сторожевые. Они использовались как укрытие для стариков, женщин и детей на время пока мужчины отражали набеги чеченцев.

Построены башни, как большинство прочих построек на территории Тушетии, из местного камня, в изобилии валяющегося под ногами. Камень представляет из себя большие плоские куски породы. Их складывают один на другой в довольно широкие стены без какого либо связующего раствора. Сквозь такие стены отлично видно что происходит снаружи. Стены замазанные раствором встречаются довольно редко, так же как и деревянные постройки.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25. Вид из столовой

26.

После завтрака сгрузили всё что нужно оставить в подвал. Самое необходимое складываем в рюкзаки и грузим на грузовую лошадь. Распределяемся по лошадям и в путь. Так получилось что все участники поездки оказались либо уже опытными наездниками, либо успели взять несколько уроков верховой езды до поездки в Грузию. Так что, тратить время на обучение не пришлось.

Видео. Путешествие по Тушетии от первого лица под песню Сулико:

27.

28. Башни Верхнего Омало

29.

30. Дартло

В Дартло остановились на обед. После конной прогулки по свежему воздуху жаренная картошечка со сванской солью и овощами, да под чачу... Что может быть лучше?

Видео. Пока обедали, поставил камеру на Икевский кухонный таймер заведённый на час и снял тайм-лапсовую панорамку :)

31.

32. Развалины храма в Дартло

33. Местная собачка

34.

35.

Не обошлось без организационных накладок. В Дартло наш проводник забыл рюкзак и возвращался за ним оставив пространные инструкции о тому как и куда нам ехать. Мы, конечно, заблудились. Кое как успели добраться до Чешо, села в котором ночуем, до заката. По дороге пришлось пару раз слазить с лошадей и вести их под уздцы там где тропинка была особенно узкой или усыпана плоскими и скользкими камнями. Один раз я чуть не скатился со склона спрыгивая с лошади. После ужина в Комито, гостевом доме где мы ночуем, попили местного травяного чаю, после чего почти не спали ночью. У меня пульс подскочил до 120... Будите в Тушетии - не пейте местный чай на ночь!

День шестой.

36. Утро

37. Колесо спустило :)

38. Инструменты для починки лошадей

39. Сёдла я вам ещё не показывал? Кажется у нас было два нормальных седла на всю группу

40.

41. Овечки перекатываются по горам как пена по волнам :)

42. Подъём на перевал настолько крутой что половину пути лошадей пришлось вести под уздцы

43. Перевал

44. Кони :)

45. Увы, крольчатину нам не подадут :(

До нашего следующего места ночёвки, гостевого дома Гомекари, добрались довольно рано, так что осталось немного времени до заката для пешей прогулки.

Видео. Мой конь чешет спинку после дня под седлом

46.

47.

День седьмой.

Утром у нас последний конный переход обратно в Омало. Это самая простая часть. Разделились на две группы: на тех кто хочет скакать с ветерком и тех кто предпочитает спокойную конную прогулку.

48.

49.

50. Башни Омало видны примерно с половины пути. Видите? В центре кадра

51.

52. Мимино?

Пообедать остановились в родной деревне нашего проводника, самой высокой (2345 метров над уровнем моря) обитаемой деревне в Европе - Бочорна (Бочорма). Обитаемой она считается потому что там постоянно живёт один (!) человек. Ещё несколько приезжают только на лето.

53. Наконец-то мясо :)

54. Лоно цивилизации! Родное Омало! :)

Это наша последняя ночь в Тушетии. Утром выезжаем обратно в Тбилиси.

День восьмой.

55.

56. Перевал Абано

Вернулись в Тбилиси и пошли затариваться вином, специями и чурчхелой :)

57.

58.

Завтра у нас свободный день. Собираемся пройтись по Блошиному и Дезертирскому рынкам...

Читать дальше >>>

День 7 (100 фотографий)
День 8 (132 фотографий)

Предыдущая частьПродолжение
Грузия. День 3 и 4. Кахетия.

Часть вещей и чемоданы оставляем в гостинице. Всё самое необходимое пакуем по походным рюкзакам, грузимся в машину и едем в Кахетию. В основном, Кахетия знаменита своим вином. Именно за ним туда все ездят. Однако, общее увеличение числа туристов в Грузии значительно оживило и этот, ранее слабо развитый, регион.
Блошиный и Дезертирский рынки Тбилиси.

Блошиный и Дезертирский рынки расположены не так чтобы очень далеко друг от друга. Пешком минут 40. На такси минут десять, от 3 до 5 лари, как договоритесь. Оба работают примерно до пяти вечера. Дезертирский начинает работу с 7 утра и в понедельник не работает, а на блошиный народ начинает подтягиваться к 9 утра и работает без выходных. Суббота-воскресенье, конечно же, на блошином рынке ажиотаж.