воскресенье, 23 октября 2005 г.

Прудик ... на восемнадцатом этаже

Прудик ... на восемнадцатом этаже
Пруд с золотыми рыбками и речными растениями... Журчание воды... Шелест бамбука на берегу... И всё это на восемнадцатом этаже обычного многоквартирного дома... Даже мне это кажется не очень естественным... Может привыкну...


Прудик ... на восемнадцатом этаже

А начиналось всё так романтично...

В качестве подарка на день рождения, моя жена захотела фонтанчик. Добра этого в магазинах хватает, так что осталось выбрать и купить... Если бы не мой максимализм... Как бывший (если это слово здесь уместно) аквариумист, я решил совместить фонтан с другим её увлечением - домашними растениями (помнится, она что-то говорила о гидропонике).

Стоит сразу отметить что всё это было чистой воды авантюрой. Я даже не представлял себе из чего это можно было бы сделать. Нет, фонтанчик мы конечно же купили, но заноза с прудиком так и застряла в моей голове. И что самое страшное - эта идея понравилась моей жене, а моральная поддержка это страшная сила...


В поисках соответствующей посудины было объезжено масса мест, начиная с арабских деревень с огромными магазинами рассады и керамических изделий, до хозяйственных и детских магазинов с пластиковыми тазами и бассейнами. Основной недостаток керамических изделий - их цена: как только размер корыта достигает одного метра в ширину и сантиметров 30 в глубину, как цена тут же прыгает за 600 шекелей. А пластиковые тазы, в основном не достаточно глубокие. Наш выбор остановился на пластиковом прудике объёмом всего в 150 литров. НО! Он рассчитан на то что его закопают в землю, а куда же я его закопаю, при том что хочу установить его внутри обычной квартиры, да ещё и на 18-ом этаже?


Первая попытка залить бассейн водой показала что давление он выдержит, но деформируется, чего и следовало ожидать. Собственно, сам эксперимент проводился с целью выявления наиболее слабых мест. Так как закапывать бассейн некуда и нужно сохранить его мобильность на случай перемещения или сворачивания проекта (это авантюра, вы не забыли?) было принято решение привязать арматуру к бассейну тросом. Арматурой стали деревянные доски. На ровных поверхностях бассейна, где, собственно и нужна поддержка, доски были поставлены поперёк, чтобы увеличить натяжение. По углам доски служат больше для защиты пластика от троса. На месте прохождения троса на досках сделан пропил, чтобы трос не съезжал.


Там же где был куплен трос я купил крепление которое позволяет натянуть трос и скобки для окончательной фиксации троса. Бассейн сужается к низу, поэтому крепить арматуру было не очень удобно, так как она всё время норовит соскочить. Поставленный в нормальное положение и заполненный водой бассейн держит эту арматуру сам, но в таком положении крепить арматуру не так удобно.

Залитый водой армированный бассейн уже не деформируется, но выглядит не очень эстетично. Доски, трос, кирпичи (кирпичи используются для поддержки мелководного бортика)... На декорирование пошёл бамбуковый забор. Он оказался наиболее простым и дешёвым решением. Хотя пилить бамбуковые прутья - развлечение то ещё...


В магазине рассады мы купили речные камушки. Среди камушков оказалось довольно много известняка. Пришлось перебирать вручную. В том же магазине мы купили и первых "подопытных кроликов" - растения которые показались нам пригодными к высадке на гидропонику. Глубоководные растения были нами честно взяты в парке и получены в подарок (мир не без добрых людей). Ими оказались папирус, какой-то камыш, эхинадорус, лилия (!) и гиацинты. На растениях оказалась икра улиток из которой уже через неделю начали вылупляться улитки.


Так как все растения в пруду имеют надводные лист и нет ни одного с подводными и все они получают много света от окна то и освещение можно использовать только для досветки и декорации. В качестве освещения были выбраны экономичные лампочки по 11 ватт (эквивалент 60 ватт) жёлтого спектра (лампочки синего/зелёного спектра дают жёсткий свет, а это растениям не нравится). Включаем только вечером, пока спать не соберёмся.


Итого, вода в пруду отстаивалась 2 недели сама по себе и три недели с растениями. Вылупившиеся улитки резво ползают по всей территории пруда и быстро растут. Вода не помутнела, после наведения последнего марафета взвесь быстро осела. Судя по состоянию фильтра в воде очень мало лёгкого мусора. Поехали за рыбками...


Святая наивность... (добавлено 3 сентября 2007 года)

Всё оказалось совсем не так как я предполагал. Самым страшным оказались мои собственные кошки. Нет, рыбки их совсем не заинтересовали, в пруд они лазали за растениями. Мурка оказалась самой настойчивой. Ради уничтожения растительности она несколько раз переплывала прудик по длинной дистанции. Никакие воспитательные меры и пахучие вещества не отвадили кошек. Пришлось пойти на крайние меры и отгородить пруд сеткой.


Вторая проблема - недостаток освещения. Лилия наотрез отказалась выпускать листья на поверхность. Возможно, это спасло её от кошек, но меня это совсем не радовало. Пришлось начать эксперименты с освещением. Удачным оказался вариант в две специальные лампы (Флора 77) и одну стандартную (54). Удачным настолько, что лилия зацвела.


Цветение лилии и нормальный рост валиснерии, бакопы и ряски, показали что прудик жизнеспособен. Это подтолкнуло меня к изготовлению нормальной лампы и ... созданию активной противокотовой обороны (сокращённо - АПКО).

Так как нормального плафона для ламп дневного света с отражателем я не нашёл, я решил сделать плафон самостоятельно. Купил два простейших держателя, для двух ламп каждый, лист гофрированного пластика и заказал зеркала. Для того чтобы нагревшийся балласт не портил зеркало, я приделал над каждой парой балластов по вентилятору (всё что осталось от старых компьютерных блоков питания). Как я всё это собрал в кучу, сам не представляю. Но получилось довольно эстетично и практично.


АПКО (активная противокотовая оборона). Оказалось что кошки совершенно не боятся воды. В том смысле, что они не боятся стоячей воды. А боятся они - брызг! Всё что нужно сделать для отваживания кошек - это разбрызгивать воду вдоль границы охраняемой территории. Так как прудик стоит в комнате, брать воду снаружи и/или разбрызгивать за пределы прудика нельзя. Значит, будем брать воду в пруду и брызгать от края внутрь. А чтобы не превращать прудик в фонтан, я решил включить в систему детектор движения.

Аквариумный насос, шланги, тройник, пластиковые переходнички в качестве стволов и проволока, вот всё что я поначалу использовал для создания боевой часть. Оказалось что насос я взял слишком мощный, он поднял воду на полтора метра над поверхностью. Впрочем, это подтолкнуло меня создать механизм тонкой настройки мощности - слив с краном, закрывая и открывая который я направляю основной поток обратно в пруд регулируя высоту струй над поверхностью - сантиметров 15 вполне достаточно. Для того чтобы вода не застаивалась в обводной трубе я проделал несколько дырочек в её нижней части. Благо, давления хватает для того чтобы компенсировать потери на этих отверстиях.


За сутки кошки чётко усвоили что заглядывать в прудик небезопасно. Единственным недостатком системы, явилось её срабатывание на саму себя. Иногда, детектор срабатывает на выключение насоса, и может включать и выключать его раз пять, пока не успокоится. Главное, что он успокаивается.

Комментариев нет:

Отправить комментарий